Модульные уроки по биологии. Использование модульного обучения на уроках биологии и географии


Технология модульного обучения на уроках биологии

Г. Белгород МОУ лицей №32

Учитель биологии Полякова Диана Олеговна

Главный ориентир нашего лицея – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и.д.

Решить эти проблемы успешно помогает использование модульной технологии обучения.

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

    гарантированность достижения результатов обучения

    возможность работать учащихся в группах, в парах;

    паритетные отношения учителя и ученика;

Возможность общения с товарищами;

Возможность выбора уровня обучения;

Возможность работать в индивидуальном темпе;

    раннее предъявление конечных результатов обучения;

- "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала;

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебных умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

    Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").

    Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

    Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

    Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

    Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

    формулировка темы урока;

    определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

    разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

    подбор необходимого фактического материала;

    определение способов учебной деятельности учащихся;

    отбор методов и форм преподавания и контроля;

    составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

    УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

    УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

    УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

    УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Мной разработаны модульные уроки по темам: "Растения семейства лилейные", "Строение цветкового растения", "Предмет, задачи и методы генетики", "Биологическая концепция вида", "Клеточная теория строения организмов", цикл уроков по теме "Нервная система, органы чувств, гормональная регуляция" и др.

Урок по теме: "Строение цветкового растения"

Номер учебного элемента (УЭ)

Названия органов растений известны каждому с детства. Это корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена . Но что же означает само слово орган? Орган (от греческого "органон" - орудие, инструмент) - это часть живого организма, приспособленная к выполнению определенной функции в его жизни .

Каждому органу в растении отведена своя роль. Например, корни способны поглощать воду и растворенные в ней минеральные соли, необходимые растению для его роста и развития. Корнями растение прикрепляется к земле. Стебель является проводником питательных веществ, к нему прикрепляются листья. В листьях на свету при участии воды, притекающей по жилкам и углекислого газа, поступающего из воздуха, образуется сахар и крахмал. Из листа в воздух выделяется кислород. Цветок служит для образования плодов и семян. Из семени, попавшего в землю, вырастает новое растение.

При помощи корня, листьев и стебля растение питается и растет, поэтому их называют органами роста или вегетативными "вегетативус" - растущий ). При помощи семян растения размножаются. Цветки и плоды в которых образуются семена называются органами размножения или генеративными органами (от латинского слова "генерацио" - поколение ).

Побегом называется стебель с расположенными на нем листьями и почками. Основная задача побега - создание органических веществ из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Основную роль здесь играют листья. Стебель – основная часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Листья состоят черешка и листовой пластинки, если на черешке расположена одна листовая пластинка то такой лист называют простым, а если несколько - сложным. Корень обеспечивает водно-солевое питание растения. Корнями растение прикрепляется к земле. Совокупность всех корней растения называется корневой системой . Давайте рассмотрим строение корневых систем различных растений. Если посмотреть на корневую систему фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, мы четко увидим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главный. Корешки, которые растут от главного корня, называют боковыми . От стеблевой части побега отходят придаточные корни . Они как будто дополняют основную корневую систему.

Такая корневая система, где главный корень четко выражен, называют стержневой . Но если посмотреть на корневую систему овса, пшеницы, лука, то главного корня там не увидим, а увидим большое количество придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется мочковатой .

Как разнообразны цветки растений и как непохожи они друг на друга. Но при всем внешнем различии все они имеют много сходства в строении.

Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким стебельком - цветоножкой . Все части цветка располагаются на цветоложе . В большинстве цветков имеется венчик и чашечка. Венчик состоит из нескольких ярких лепестков. Чашечка состоит из зеленых листочков - чашелистиков . Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник . Он защищает внутренние части цветка от повреждений, и то же время привлекает к цветку насекомых-опылителей.

В цветке есть пестик и тычинки. Это главные части цветка, так как они участвуют в образовании плодов и семян.

Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Рыльцем называется верхняя уплощенная часть пестика, столбиком - средняя часть, завязью - нижняя, расширенная часть. Из завязи образуется плод. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике находится пыльца, обычно в виде желтого порошка. Цветки на растении могут располагаться одиночно и группами. Цветки, которые расположены по одному на стебле, например, как у мака или у тюльпана, называются одиночными цветками. Группы цветков, которые собираются на растении вместе в определенном порядке, называются соцветиями . В соцветия собраны цветки черемухи, сирени, яблони.

Лабораторная работа "Строение цветкового растения"

Цель : изучить строение цветкового растения.

Оборудование: гербарии цветковых растений, лупа, препаровальная игла, линейка.

Ход работы:

    Рассмотреть экземпляр растения на вашем столе, найдите у него вегетативные органы.

Какие из вегетативных органов вы видите? Определите цвет и размер корня, цвет и длину стебля, цвет, размер и примерное количество листьев.

    Найдите генеративные органы растения. Какие из генеративных органов вы видите. Определите размер и окраску по возможности цветов и плодов.

    Зарисуйте растение в тетрадь, укажите все органы, которые вам удалось увидеть. Не забудьте указать название исследуемого растения.

    Заполните таблицу.

Органы растения

    Сделайте вывод о том, что это растение относится к высшим цветковым растениям, объясните почему.

Лист контроля знаний

Фамилия, имя ученика ____________________________________ класс

Номер п/п Выберите правильный ответ.
    Одноклеточные растения состоят:
А) из одной клетки; Б) из одной ткани; В) из одного органа.
    К одноклеточным растениям относят:
А) амебу; Б) инфузорию-туфельку; В) хламидомонаду; Г) бактерий.
    Многоклеточные растения состоят из:
А) множества клеток; Б) тканей; В) клеток, тканей, органов.
    К цветковым растениям относятся:
А) водоросли; Б) сосна; В) мхи; Г) шиповник.
    К нецветковым растениям относятся:
А) малина; Б) клён; В) ель; Г) мак.
    Примером дикорастущих растений не является:
А) пшеница; Б) ландыш; В) подснежник; Г) подорожник.
    К культурным растениям не относятся:
А) мать-и-мачеха; Б) пион; В) кукуруза; Г) яблоня.
    В еловом лесу встречается:
А) кислица; Б) одуванчик; В) земляника; Г) мышиный горошек.
    К светолюбивым растениям относятся:
А) сосна; Б) ель; В) папоротник; Г) мох.
    Культурные растения произошли:
А) светолюбивых растений; Б) культурных предков; В). диких предков

Первый опыт проведения модульных уроков в курсе биологии показал перспективность этой педагогической технологии. Теперь я готовлюсь не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности, деятельности своих товарищей, достижению поставленных целей.

Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать на модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. Другая проблема связана с тиражированием модулей. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.

Технология модульного обучения на уроках биологии

Г. Белгород МОУ лицей №32

Учитель биологии Полякова Диана Олеговна


Главный ориентир нашего лицея – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и.д.

Решить эти проблемы успешно помогает использование модульной технологии обучения.

Главная сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем-целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

Гарантированность достижения результатов обучения

Возможность работать учащихся в группах, в парах;

Паритетные отношения учителя и ученика;

Возможность общения с товарищами;

Возможность выбора уровня обучения;

Возможность работать в индивидуальном темпе;

Раннее предъявление конечных результатов обучения;

- "мягкий" контроль в процессе освоения учебного материала;

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что каждый из педагогов, должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебных умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").

3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

· УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

· УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

· УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

· УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Мной разработаны модульные уроки по темам: "Растения семейства лилейные", "Строение цветкового растения", "Предмет, задачи и методы генетики", "Биологическая концепция вида", "Клеточная теория строения организмов", цикл уроков по теме "Нервная система, органы чувств, гормональная регуляция" и др.

Урок по теме: "Строение цветкового растения"

Номер учебного элемента (УЭ) Руководство по усвоению учебного материала Учебный материал с указанием заданий
УЭ 0 2 мин. Тема и цель урока записаны на доске. Интегрирующая цель урока: в процессе учебной работы над заданиями ты должен: а) познакомиться с внешним строением цветковых растений; б) научиться работать, с предложенным учителем, учебным материалом; в) выполнять конкретные задания; г) подсчитывать баллы.
УЭ 1 Вводный контроль (10 баллов). Цель: проверить себя, как усвоил материал по теме "Признаки растений" и "Разнообразие растительного мира" Постарайтесь выполнить задания за 4 мин и набрать не менее 7 баллов. Смотри лист контроля. (УЭ 1).
УЭ 2

Цель: Изучить органы цветковых растений.

1. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о том, - какие органы есть у цветковых растений?

2. Запишите вывод в тетрадь.

3. Ответьте на вопросы учителя.

Названия органов растений известны каждому с детства. Это корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена . Но что же означает само слово орган? Орган (от греческого "органон" - орудие, инструмент) - это часть живого организма, приспособленная к выполнению определенной функции в его жизни. Каждому органу в растении отведена своя роль. Например, корни способны поглощать воду и растворенные в ней минеральные соли, необходимые растению для его роста и развития. Корнями растение прикрепляется к земле. Стебель является проводником питательных веществ, к нему прикрепляются листья. В листьях на свету при участии воды, притекающей по жилкам и углекислого газа, поступающего из воздуха, образуется сахар и крахмал. Из листа в воздух выделяется кислород. Цветок служит для образования плодов и семян. Из семени, попавшего в землю, вырастает новое растение. При помощи корня, листьев и стебля растение питается и растет, поэтому их называют органами роста или вегетативными органами (от латинского слова "вегетативус" - растущий). При помощи семян растения размножаются. Цветки и плоды в которых образуются семена называются органами размножения или генеративными органами (от латинского слова "генерацио" - поколение).
УЭ 3 Цель: изучить особенности строения вегетативных органов. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о том, что такое вегетативные органы и какие особенности строения они имеют, запишите его в тетрадь. На работу по изучению учебного элемента отводится 5 мин по окончанию которых, выполните задание учителя. Выполните лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой. Побегом называется стебель с расположенными на нем листьями и почками. Основная задача побега - создание органических веществ из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Основную роль здесь играют листья. Стебель – основная часть побега, на стебле расположены листья – боковые части побега. Листья состоят черешка и листовой пластинки, если на черешке расположена одна листовая пластинка то такой лист называют простым, а если несколько - сложным. Корень обеспечивает водно-солевое питание растения. Корнями растение прикрепляется к земле. Совокупность всех корней растения называется корневой системой . Давайте рассмотрим строение корневых систем различных растений. Если посмотреть на корневую систему фасоли, гороха, тыквы, одуванчика, мы четко увидим основной, наиболее ярко выраженный корень, от которого отходят корешки поменьше. Этот корень называют главный. Корешки, которые растут от главного корня, называют боковыми . От стеблевой части побега отходят придаточные корни . Они как будто дополняют основную корневую систему. Такая корневая система, где главный корень четко выражен, называют стержневой. Но если посмотреть на корневую систему овса, пшеницы, лука, то главного корня там не увидим, а увидим большое количество придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется мочковатой.
УЭ 4 Цель: изучить – устройство цветка. Прочитайте текст правой колонки и сделайте вывод о том, что такое цветоножка, цветоложе, венчик, чашечка, чашелистики, околоцветник, пестики, тычинки. Запишите вывод в тетрадь. На работу по изучению каждого критерия отводится 5 мин. по окончанию, которой, выполните задание учителя. Выполните задание в специальной тетради и листе контроля (УЭ - 4). Как разнообразны цветки растений и как непохожи они друг на друга. Но при всем внешнем различии все они имеют много сходства в строении. Каждый цветок прикрепляется к стеблю растения тонким стебельком - цветоножкой. Все части цветка располагаются на цветоложе. В большинстве цветков имеется венчик и чашечка. Венчик состоит из нескольких ярких лепестков. Чашечка состоит из зеленых листочков - чашелистиков. Венчик и чашечка вместе образуют околоцветник. Он защищает внутренние части цветка от повреждений, и то же время привлекает к цветку насекомых-опылителей. В цветке есть пестик и тычинки. Это главные части цветка, так как они участвуют в образовании плодов и семян. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Рыльцем называется верхняя уплощенная часть пестика, столбиком - средняя часть, завязью - нижняя, расширенная часть. Из завязи образуется плод. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. В пыльнике находится пыльца, обычно в виде желтого порошка. Цветки на растении могут располагаться одиночно и группами. Цветки, которые расположены по одному на стебле, например, как у мака или у тюльпана, называются одиночными цветками. Группы цветков, которые собираются на растении вместе в определенном порядке, называются соцветиями. В соцветия собраны цветки черемухи, сирени, яблони.

Лабораторная работа "Строение цветкового растения"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС

(Первые педагогические чтения

«Организация образовательного процесса в условиях реализации

ФГОС общего образования»)

Выполнила : Сюрина

Галина Анатольевна

учитель биологии

высшей

квалификационной

    Теоретические основы модульного обучения …………………….. 3

    Принципы модульной технологии обучения на уроках биологии

в 5 классе ………………………………………………………. 4 - 6

    Деятельность учителя при использовании модульной технологии.7

    Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии ……. 8

    Значение модульной технологии при реализации новых учебных стандартов второго поколения …………………………………… 9

    Приложение ……………………………………………………. 10 - 14

(программа Пономаревой И.Н.) …………………………………… 10

б). Технологическая карта модуля №11

«Природные сообщества» …………………………………….. 11 - 14

7. Использованная литература ……………………………………….. 15

    Теоретические основы модульного обучения

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как дина­мизм и вариативность.

Ведущее место при переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне, существованию профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов.

Если использовать на уроках биологии технологию модульного обучения, то развитие познавательных процессов учащихся будет наиболее эффективным, а качество учебной деятельности высоким. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных практических целей. При этом функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Модульное обучение направлено на решение основных задач развивающего обучения: развитие креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, самостоятельности.Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения заключаются в следующем: 1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвое­нию; 2) взаимодействие педагога и обучающегося в учебном про­цессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготов­ленности к каждой педагогической встрече; 3) сама суть модульного обучения требует неизбежного со­блюдения паритетных субъект - субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.

2.Принципы модульной технологии обучения на уроках биологии в 5 классе.

В 2013-14 учебном году я стала работать в 5 классе по программе Пономаревой И.Н., внедряя при этом новые стандарты. В рамках одного часа в неделю очень трудно справится с тем, чтобы учащиеся усвоили материал по предмету. Я убедила администрацию в том, что необходим второй час и получила его в качестве индивидуального. Применяя ранее модульную методику в старших классах, и осознав новую методику технологических карт урока по новым стандартам, я решила попробовать применить модульную технологию в 5 классе.

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения и ее формулирование

3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но я обязательно использую следующие:

· УЭ-0 - определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

· УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

· УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала.

· УЭ-п (где п - номер последнего учебного материала) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая прописана в новых стандартах обучения. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

Модульная технология строится на принципах развивающего обучения. Сначала ученик выполняет задания с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, постановка ориентира и т.д.), и в это время он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход помогает созреванию функций психики ребенка, то есть то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Таким образом, первый цикл завершается. И ученик переходит в зону актуального развития, обучение идет на новом уровне.

Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________

Баллов

Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

Проверка изученного материала

Изучение нового материала

Закрепление

Критерии оценки

Кол-во правильных ответов

Оценка и комментарии

очень высокий

Так держать!

высокий

Но ошибки все-таки были.

средний

Ещё чуть-чуть и будет «5»

низкий

Будьте внимательны на уроке!

очень низкий

И о чём вы думаете на уроке.

нулевой

Без комментариев …

3.Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. То есть, прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Учитель распечатывает технологические карты урока для каждого ученика.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в 5 классе эта форма работы на первых уроках используется частично, то есть с элементами модульной технологии. Кроме этого, важно хорошо изучить теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

4. Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

    Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

    Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

    Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

    Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

    Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

    Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

    Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

    Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

    Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

    Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения.

5. Значение модульной технологии при реализации новых учебных стандартов второго поколения

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью - характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.

Модульный урок имеет свои особенности и готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.

Алгоритм составления модульного урока:

Определение места модульного урока в теме.

Формулировка темы урока.

Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

Подбор необходимого фактического материала.

Отбор методов и форм преподавания и контроля.

Определение способов учебной деятельности учащихся.

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Значение модульной технологии при реализации учебных программ в рамках нового стандарта считаю имеет важное значение:

    На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект - субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

    Данная технология - стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

    Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

    Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

6.ПРИЛОЖЕНИЕ

а) МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА 5класс

Учебник Пономаревой И.Н.

Количество уроков в модуле

Материал учебника

Биология – наука о живом мире

Методы изучения живых организмов

Строение и функции живых организмов

Многообразие живых организмов

Бактерии

Многообразие растений

Многообразие животных

Лишайники

Среды жизни планеты Земля

Природные сообщества

Жизнь организмов на материке

Жизнь организмов в морях и океанах

Человек на планете Земля

Охрана животного мира на планете

б) Технологическая карта урока к модулю №11

«Природные сообщества»

УЭ-0 - 2 минуты

Интегрирующая цель:

При изучении нового материала ты должен:

а) узнать, что такое природные сообщества и какие типы сообществ существуют;

б) научиться работать с наглядным материалом, выполнять задания учителя;

в) моделировать схемы сообществ и пищевые цепи в нем;

г) подсчитывать полученные тобой баллы и заносить их в лист контроля

УЭ-1 - 5 минут

Входной контроль .

Цель: повторить материал, который поможет войти в новую тему.

Задание №1.

Вспомни, из чего состоит природа и заполни схему:

….. (живая) …… (неживая)

состоит из ……. состоит из …..

(организмов, особей) (предметов)

Задание №2

Заполни схему:

….. природы ….. природы

Вхождение в тему – 5 минут

Задание №3 :

Посмотри слайд. Запиши в своем опроснике ответ кто изображен на слайде.

Ответь: почему они имеют различную окраску своего тела.

Посмотри следующий слайд. Ты знаешь эту птицу?

Ответь: почему она выводит своих птенцов зимой?

Дополнительный вопрос: почему у этого дерева семена созревают в конце зимы?

Ответь: о чем говорят приведенные примеры из жизни живой природы?

Ответь:как бы ты назвал совместное проживание всех обитателей в одном определенном месте?

У тебя было 5 вопросов. Если ты ответил на все – поставь в своем листе контроля 5 баллов. Если ответил на 4 вопроса – поставь 4 балла, на три – три балла.

Изучение нового материала – 5 минут

Цель: усвоить понятие природное сообщество

Задание №4 : рассмотри слайд. Что на нем ты видишь? Каких представителей живой природы можешь назвать, обитающих в нем?

Можно ли данный пример назвать сообществом?

Задание №5 : проверь справедливость твоего утверждения по учебнику (с.87)

В своем опроснике в задании №5 дай определение природному сообществу

Изучение нового материала – 10 минут

Цель: усвоить какие особи входят в природное сообщество смешанного леса

Задание №6 : со своим соседом по парте смоделируй природное сообщество нашей местности – смешанного леса

Задание №7 : хорошо подумай, кто с кем лучше уживается:

а) животные с животными;

б) животные с растениями;

в) растения с растениями.

Первичное закрепление понятия природное сообщество – 10 минут

Цель: познакомить учеников с другими природными сообществами

Показ видеоролика

Учащиеся отдыхают и смотрят

Изучение нового материала -10 минут

Цель: уяснить главное условие существования природного сообщества

Задание №8 : рассмотри рис.71 учебника на с. 85. Что означают красные стрелки на рисунке?

Задание №9 : найди в учебнике (с.85) объяснение понятию «пищевая цепь»

Задание №10 : составь пищевую цепь из тех представителей сообщества смешанного леса, с которыми ты уже работал.

Изучение нового материала – 10 минут

Цель: уточнить и усвоить понятие «круговорот веществ в природе»

Задание №11 : проанализируй рис.72 на с.86 учебника. Знакомы тебе эти понятия? Объясни их.

Задание №12 : прочитай текст учебника на с. 85-86.

Всех представителей сообщества смешанного леса, которые есть у тебя на парте, разложи на три группы: а) производители,

б) потребители, в) разлагатели. Запиши эти три группы в свой листок.

Задание №13 : закончи предложение: Круговорот веществ в природе – это ….

Закрепление изученного материала – 10 минут

Цель: проверить усвоение знаний о природном сообществе

Задание №14 : посмотри на слайд. Прочитай считалку в своем задании. Ответь: можно ли это множество птиц назвать сообществом. Ответ поясни.

Задание №15 : посмотри на слайд. Выпиши себе в задание №15 всех представителей этого сообщества

Задание №16 : из выписанных представителей составь пищевую цепь и запиши ее в задание №16, при этом зеленым цветом подчеркни производителей, красным – потребителей, а черным – разрушителей.

Подведение итогов – 5 минут

Цель: определить усвоение материала о природном сообществе и об условиях его существования.

Задание №17 : посмотрите на слайд. Перед вами схема природного сообщества. Ответьте на вопрос: все ли вы можете объяснить из того, что видите на слайде?

Задание №18 : посмотрите на следующий слайд. Можете ли вы ответить на вопрос: животные и растения какого природного сообщества представлены на слайде? Как по другому можно назвать это сообщество? (природная зона)

Это и будет наша следующая большая тема для изучения – природные зоны.

УЭ -10

Рефлексия – 5 минут

Цель: оценивание учащимися своей работы на уроке и работе своего соседа по парте.

Задание: подсчитайте каждый свои баллы за работу и выставьте себе отметку за урок.

Максимум – 78 баллов

«5» – 65-78 балла

«4» - 50-64 баллов

«3» - 30- 49 баллов

«2» - 10 – 29 баллов

Что понравилось, что нет?

Что вызвало трудности?

Смог бы ты объяснить этот материал младшему школьнику, другу, родителям?

7. Список используемых источников

1. Буруева О.Ю. Модульное обучение: вопросы и ответы \ Биология в школе №9, 2001г.

2. Гаевая В.В. Модульное обучение. Биология 6-11 класс

3. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технологии \Биология в школе №5, 1994г.

4. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.

В последнее время все более очевидными становятся преимущества модульного обучения. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Ученик в процессе работы с модулем решает определенную учебно-познавательную задачу самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Учитель же. в первую очередь. управляет учебным процессом.

Поскольку любое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, при организации модульного обучения важен принцип обратной связи. Перед каждым модулем рекомендуется проводить входной контроль знаний и умений, чтобы получить информацию об уровне готовности учащегося к работе на новом этапе. В конце каждого учебного элемента обязателен текущий и промежуточный контроль знаний, а по завершении работы желателен выходной контроль.

Важная задача модульного обучения – формирование и развитие умений и навыков научного поиска и работы с учебной литературой: умения анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию. При работе с модулями дети учатся пользоваться языком науки и свободно излагать изученную тему.

Вашему вниманию предлагается разработка модульной программы по блок-теме «Размножение и развитие организмов» в курсе общей биологии в 10(11)-м классе. (В данной публикации приводятся материалы не всех уроков программы.)

В обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования в этой теме выделяют следующее содержание: воспроизведение организмов, его значение; строение и набор хромосом половых клеток; способы размножения организмов; оплодотворение, его формы и значение; митоз – деление соматических клеток; развитие половых клеток; мейоз; сходство и различие митоза и мейоза, их биологическое значение; мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом; онтогенез и присущие ему закономерности; специализация клеток, образование тканей и органов в процессе онтогенеза; эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Для изучения биологии в нашем случае отводится 2 ч в неделю, поэтому программа изучения блок-темы рассчитана на 13 ч. Один час из них отводится на зачет (предусмотрен промежуточный контроль знаний по индивидуальным карточкам). На уроке перед зачетом обсуждается и обобщается изученный материал. В старшей школе при использовании модульной программы уроки должны быть парными, значит на изучение темы отводится 6 парных уроков.

Результаты работы должны соответствовать требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы – эти требования прописываются в комплексной цели учебного модуля.

При составлении модулей я учитываю три уровня сложности: А – базисный понятийный, В – базисный репродуктивный, С – базисный творческий.

Если на уроке остается время, можно прокомментировать выполнение творческих домашних заданий. Их выполнение учитель отмечает на специальной страничке в отдельном журнале. В зависимости от объема домашнего задания оценки рекомендуется выставлять ежеурочно, а еще лучше по системе накопления: за выполнение трех творческих заданий выставляется одна общая оценка в журнал.

На каждый урок требуется несколько копий (распечаток) материалов модулей. Лучше предоставить копию каждому ученику, но если бумаги недостаточно, можно выдавать одну распечатку на двоих. Если ребенок отсутствовал на уроке или не успел справиться с заданием (необходима доработка), то модуль и бланк ответов ему даются на дом для самостоятельной отработки. Так что необходимо заготовить еще несколько копий модулей (в среднем по 5 на класс). Не забудьте отметить, кому вы выдали распечатки, чтобы потом получить их обратно! Если вы будете аккуратны, распечатки прослужат не один год, и вы сэкономите и время и бумагу, необходимые для копирования.

Модульная программа «Размножение и развитие организмов»
(12 ч + 1 ч – зачет)

Комплексная цель: в результате овладения содержанием модулей вы будете знать об основных формах размножения организмов, оплодотворении, индивидуальном развитии, стадиях эмбрионального развития, постэмбриональном развитии и биогенетическом законе; уметь охарактеризовывать и сравнивать между собой фазы митоза и мейоза, давать полную характеристику строению и функциям половых клеток, показывать взаимосвязь между мейозом и оплодотворением и митозом и их ролью при сохрании постоянного числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении; развивать навыки самостоятельной работы.

Обязательная литература

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология. 10–11 класс». Главы 6 и 7. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература

Беляев Д.К. «Общая биология. 10–11 класс». – М.: Просвещение, 1998 г.

Общая биология. Учебник для 10–11 класса./ Под ред. В.К. Шумного, А.О. Рувинского, Г.М. Дымшица. – М.: «Просвещение», 2001.

Пособия по биологии для поступающих в вузы.

Урок № 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

№ учебного элемента

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Затраченное время

Каждый ребенок читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу, выполнение которой он будет отслеживать для себя в течение всего урока.

Направляет деятельность учащихся на чтение целей урока.

Прочитывают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.

Выполняют тестовую проверочную работу по уровням.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, отмечает ответы учащихся в своем журнале.
Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении проверочной тестовой работы.

Прочитывают цель УЭ.
Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Внимательно слушают или читают информацию о формах и видах размножения в органическом мире. Подростки-аудиалы могут прослушивать лекцию на кассетах через СД – плеер (магнитофон) или прослушивать учителя, а подростки-визуалы должны эту же информацию прочесть по материалу модуля.
Самостоятельно заполняют схему.

Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

Направляет работу учащихся.
Акцентирует внимание на работе с тетрадью.
Учитель дает небольшую лекцию о формах и видах размножения в органическом мире.

Оказывает консультативную помощь при заполнении таблиц (особенно уровня А)

Выставляет оценки в журнал.

Прочитывают цель УЭ.
Записывают к себе в тетрадь толкования понятий: митоз, амитоз, клеточный центр, интерфаза.
Записывают характеристику интерфазы в тетрадь

Внимательно слушают рассказ учителя о митозе.

Читают текст по модулю о фазах митоза.

Заполняют таблицу про митоз на бланках модуля по уровням.
Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения таблицы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Оказывает консультативную помощь (уровень А).

Обращает внимание на то, чтобы подростки выбирали только основные признаки периодов интерфазы.
Кратко рассказывает о митозе, применяя динамическое магнитное пособие на доске.
Дает дополнительные объяснения тем, кто не понял рассказ о митозе.
Старается отслеживать работу учащихся (уровень С).
Дает разъяснения в случае необходимости. По своему желанию может выборочно проверить работы.
Выставляет оценки в журнал.

Прочитывают цель УЭ.
Выполняют тест, записывая ответы на бланке модуля.
Меняются работами со своими партнерами.

Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения тестовой работы партнера.
Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Следит за самостоятельным выполнением теста учащимися.
Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.
Если у подростка нет пары, то работу проверяет учитель.
Выставляет оценки к себе в журнал.

Выставляют оценки в дневник.
Выбирают домашнее задание по модулю.

Сдают модули учителю, а бланки вклеивают в тетрадь.

Направляет деятельность учащихся.
Анализирует ответы учащихся.
Дает консультации по оцениванию работы.

Учитель выставляет их в свой журнал и комментирует, говорит о своих наблюдениях и объективности оценок.
Выставляет итоговые оценки в классный журнал.
Напоминает, что такое открытый тест (такой же как в УЭ–4).
Отдает на дом модули тем ученикам, кто плохо справился с работой на уроке.

Расписывается в дневниках учащихся за оценки. Отмечает в своем журнале отсутствующих.

Перемена

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать об основных формах размножения организмов, особенностях митоза; уметь охарактеризовывать фазы митоза и схематично их изображать, а также объяснять биологическое значение бесполого размножения; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

Цель: через повторение учебного материала о формах размножения подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы

Что такое жизнь?
Перечислите основные признаки проявления жизни.
Что такое размножение?
Какие формы размножения вам известны?
Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые растения, млекопитающие животные?
Перечислите известные Вам виды бесполого размножения организмов.
Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?
Дайте характеристику половому размножению.
Что такое однополость и гермафродитизм?
В чем преимущество полового размножения над бесполым?

Выполните проверочную работу по уровням

Уровень А и В.

Для каждой формы размножения выберите соответствующие характеристики: А – половое; Б – бесполое размножение.

1. В размножении участвует одна родительская особь.
2. В размножении обычно участвуют две родительские особи.
3. Образуются гаплоидные гаметы, ядра которых будут сливаться в момент оплодотворения.
4. Гаметы не образуются.
5. Возникают новые комбинации свойств в результате генетической рекомбинации.
6. Потомки идентичны родительским особям
7. Характерно для растений, низших животных и микроорганизмов.
8. Потомки с качественно новыми признаками в отличие от родительских особей.
9. Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков.
10. Численность потомков увеличивается медленнее.

Уровень С.

Выберите один или несколько верных ответов.

1. Размножение – это процесс:

а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка;
г) развиваются гаметы.

3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.

4. Обмен наследственной информацией происходит при:

а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе–делении клеток;
г) вегетативном размножении.

5. Путем почкования способны размножаться:

а) хрящевые рыбы;
б) гидра;
в) моллюски;
г) ящерицы.

6. Споры у папоротника образуются на:

а) листьях;
б) на шишечках;
в) на корневищах;
г) на стебле.

7. При вегетативном размножении многоклеточных дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;
б) одной специализированной клетки;
в) множества клеток одинакового происхождения;
г) множества клеток разного происхождения.

8. Гермафродиты встречаются у:

а) только высших растений;
б) только высших растений и некоторых грибов;
в) многоклеточных животных и всех низших растений;
г) высших растений и многоклеточных животных.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».

«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Работайте вместе с классом.

Работайте индивидуально записывая ответы на бланке № 1 (выдается каждому ученику).

Работайте индивидуально, записывая ответы на бланке № 1.

Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланк № 1.

Цель: расширить и систематизировать знания о видах размножения организмов.
Внимательно прослушайте или прочитайте текст – лекцию о видах размножения.
Размножение, или репродукция, – одно из основных свойств, характеризующих жизнь. Под размножением понимается способность организмов производить себе подобных.
В основе классификации форм размножения лежит тип деления клеток: митотическое (бесполое) и мейотическое (половое) размножение.

Бесполое размножение
У одноклеточных эукариот это деление, в основе которого лежит митоз, у прокариот – деление нуклеоида, а у многоклеточных организмов – вегетативное размножение, т.е. размножение частями тела или группой соматических (тканевых) клеток.
Бесполое размножение у одноклеточных организмов.
1. Простое бинарное деление характерно для одноклеточных (амебы, жгутиковые простейшие и водоросли и др.). Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и, достигнув величины материнского организма, вновь делятся.
2. Шизогония, или множественное деление, характеризуется тем, что при этом происходит многократное деление ядра без деления цитоплазмы, а затем вся цитоплазма разделяется на частички, обособляющиеся вокруг ядер. Из одной клетки сразу образуется много дочерних (например, у малярийного плазмодия – возбудителя малярии).
3. Почкование заключается в том, что на материнской клетке образуется небольшой бугорок, содержащий дочернее ядро. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее. Эта форма размножения встречается у бактерий, дрожжевых грибов, а из одноклеточных животных – у сосущих инфузорий,
4. Спорообразование встречается у животных, относящихся к царству Простейших, классу Споровиков, и у одноклеточных водорослей. Служащая для размножения спора состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

Бесполое размножение у многоклеточных организмов
1. Вегетативное размножение. При вегетативном размножении растений новый организм образуется из части материнского растения (размножение отводками, отростками, делением куста и т. п.).
При вегетативном размножении у многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма. Этот способ встречается лишь у наиболее примитивных из многоклеточных организмов: губок, некоторых кишечнополостных, плоских и кольчатых червей.
У губок и гидры за счет размножения группы клеток на теле образуются выпячивания (почки). У гидры почка постепенно увеличивается, на ней формируются щупальца, и она отделяется от материнской особи.

Не забудьте записать дату и тему урока.
Работайте самостоятельно.

Продолжение следует